1. ПОЧЕМУ КИНО НА ВЕРХНИХ ЭТАЖАХ?

— Это основы продаж: торговые магазинчики выгоднее ставить на первых этажах, — рассказывает Александр Старостин. — Когда вы идете за продуктами, то вам будет неудобно спускаться с 5-го этажа с полной тележкой колбасы и молока. Есть коммерческие правила, на которые опираются бизнесмены, когда распределяют площади в торговых центрах. Все развлекательные зоны отправляют наверх. И еще: элементарно весовая нагрузка кинотеатра гораздо меньше, чем у супермаркета: там нет огромных стеллажей с продуктами, товарами и не такой большой поток народа.

— Детские залы тоже отправляют наверх. Почему?

— Тут та же система, что и с кинотеатрами. Но есть исключения, когда «детские» на первом этаже. Но это тоже коммерческая уловка. Мол, оставляешь ребенка с аниматорами и идешь спокойно за покупками.

— Это нужно менять?

— Если нормально работает эвакуация, есть пожарные лестницы, исправна сигнализация, обучены сотрудники охраны, тогда проблем с безопасностью и спасением людей нет.

2. ЗАЧЕМ ЭСКАЛАТОРЫ РАЗНЕСЕНЫ ДАЛЕКО ДРУГ ОТ ДРУГА?

— Опять же так устроено — исключительно в интересах продавцов. Чтобы посетитель, вынужденный пройти по всему торговому этажу, увидел всю рекламу, все вывески, а может, и зашел за новыми кроссовками или джинсами в какую-нибудь в лавку. Но поймите, когда начнется пожар, пользоваться эскалаторами и лифтами строго-настрого запрещено. Неизвестно, как поведет себя техника. И это может унести еще больше человеческих жизней. В случае ЧП предполагается использовать пожарные лестницы.

3. ГДЕ ИСКАТЬ ПОЖАРНЫЙ ВЫХОД?

— Вы просто не обращаете на них внимания. Всегда где-нибудь есть указатель, над дверьми висит табло «Выход» зеленого цвета. Эти двери еще оборудованы балкой «антипаника» — она позволяет открывать их в направлении эвакуации. И на каждом этаже есть план эвакуации — потратьте свои 1 — 2 минуты, чтобы с ним ознакомиться. Пришел в магазин — элементарно осмотрись, где ты находишься, а не беги сломя голову за пельменями и хлебом. Сразу заметите все указатели и поймете, в какую сторону двигаться в случае опасности.

4. КАК ДОЛЖНЫ ДЕЙСТВОВАТЬ ОХРАННИКИ?

— Охранники должны показывать людям путь эвакуации. Но на деле эти люди не всегда сами хорошо ориентируются в торговых центрах. Чаще всего у них низкий уровень подготовки.

— Очевидцы говорят, что охранники в Кемерове грудью перекрывали лестницы и не выпускали людей…

— Возможно, они знали, что то место, в которое ломилась перепуганная толпа, задымлено. Возможно, они спасали людей от большей опасности.

— Может быть, обязать всех охранников проходить спецкурсы со спасателями?

— Эти курсы уже есть. Но на них нужно тратить деньги. А не все охранные предприятия и бизнесмены готовы раскошелиться.

5. ПОЧЕМУ НЕ ПРОВЕРЯЛИ ТЦ?

— Два года пожарные инспекторы не приходили с проверками в «Зимнюю вишню». У нас практически связаны руки: объявлены трехлетние «каникулы» для малого бизнеса, а данный ТЦ официально был отнесен именно к нему, — заявил главный государственный инспектор по пожарному надзору МЧС Ринат Еникеев.

Ранее к центру у проверяющих вопросов не было. Формально все требования пожарной безопасности соблюдались. Но даже если бы и были нарушения, то закрыть ТЦ не так просто.

— Есть два вида нарушений: капитальные и режимные. Капитальные — это серьезные просчеты, которые невозможно устранить быстро, — рассказали нам в МЧС. — Например, если не работает пожарная сигнализация. Пример режимного нарушения: нет положенного огнетушителя. Пожарный инспектор согласовывает с владельцем объекта сроки устранения нарушений. Если все выполняется, то бумаги в суд не идут. Если коммерсант игнорирует предписания, то материалы проверки отправляются в суд, и там принимается решение — оштрафовать нарушителя или временно приостановить работу объекта.

6. КАК ДОЛЖНЫ БЫЛИ ЭВАКУИРОВАТЬ?

— Во всех помещениях должна быть автоматическая сигнализация, срабатывающая от дыма, — рассказали специалисты Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны. — Если началось возгорание, датчики сами информируют охрану ТЦ и передают сигнал на пульт дежурного пожарной охраны. Человеческий фактор сведен до минимума. Охрана ТЦ и обслуживающий персонал должны проводить посетителей на улицу.

К сожалению, в правилах нет требования делать систему пожаротушения на территории всего объекта — только в комнатах хранения горючих материалов.

7. ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ В ОФИСНОМ ЗДАНИИ?

✔ Изучить схемы, планы эвакуации — они расположены, как правило, на самых видных местах — и идти к ближайшему пожарному выходу.

✔ Не пользоваться лифтом — даже если речь идет о простом задымлении.

✔ Если попал в дымовую завесу, можно смочить платок водой и приложить его к носу, дышать через него. Этой «маски» хватит, чтобы преодолеть метров 15 завесы.

В некоторых ТЦ есть на стенах щиты со специальными приспособлениями — самоспасателями. Обычно они окрашены в яркий цвет. Обратите внимание на них. Если самоспасатель изолирующий — то есть с маской и баллончиком, то его хватит на 15 — 20 минут, как раз, чтобы достичь безопасного места.

Источник: https://www.kp.ru/daily