Многие Торговые комплексы сталкиваются в это не простое время с плохой заполняемостью, уходом арендаторов, т.е. не выдерживают уже существующую конкуренцию. Выхода у таких комплексов два— снести или сменить концепцию. Самым распространенным видом реконцепта торговых комплексов является изменение состава арендаторов. Однако некоторые девелоперы выбирают более креативный подход, полностью переосмысливая статус, вид и смысл торгового центра:

Центр искусства
Любовь к шопингу может неплохо сочетаться с любовью к искусству, причем проявление ее вовсе не обязательно должно ограничиваться картинной лавкой где-нибудь под эскалатором. Но и перегибать палку тоже не стоит: к примеру, Crestwood Court, торговый центр в США, решил в 2009 году полностью отдаться людям искусства, запустив проект ArtSpace и сдавая помещения под галереи и мастерские по крайне низким ставкам. Идея была не нова: такой способ сделать место модным часто используется, правда, чаще для смены имиджа промышленных зданий при их перепрофилировании.

Центр развлечений
Очевидный способ оживить «мертвый» торговый центр — усилить развлекательную составляющую, особенно, если позволяют площади. Несмотря на то, что арендаторы этого профиля не очень выгодны, многие ТК уже смирились с тем, что без них не обойтись, и готовы не только отдавать им стандартно предусмотренные 15–30% площадей, но и даже полностью сменить статус торгово-развлекательного на развлекательно-торговый.  Кинотеатрами, боулингами, видеоиграми, спа-центрами и даже аквапарками уже никого не удивишь. Каток или площадку для лазертага уже, правда, придется поискать — из-за нестабильности спроса они считаются делом рискованным. Как вариант можно открыть в торговом комплексе планетарий, если в городе его нет.

Центр дисконта
Есть устоявшееся мнение, что умирающий торговый объект можно спасти, если сделать его специализированным. Однако эксперты говорят, что это справедливо лишь для тех торговых центров, собственники которых согласны ждать, когда узкопрофильный центр обретет лояльных покупателей и станет популярным. Подобные объекты могут оставаться убыточными на протяжении 3–5 лет, и на рынке немало примеров, когда торговые центры, пытаясь найти свою нишу, метались от мебели до запчастей. В Европе и США этот формат очень популярен, но у нас примеров «ухода в дисконт» пока немного.

Место интернациональной дружбы
Концепция, состоящая в ориентации на иностранцев, может вызывать неоднозначную реакцию, особенно со стороны тех, кто помнит существование «Березки». Однако это довольно распространенная мировая практика, в том числе у наших ближайших соседей: в Финляндии немало магазинов, ориентированных на приезжих из России, а «Стокманн» в Хельсинки недавно даже дошел до того, что начал принимать рубли. Причем идея оказалась популярной — вслед за ним рубли стали принимать и другие магазины на востоке Финляндии, и даже парковочные станции.

Театр
Идея наличия театра в торговом комплексе была успешно реализована еще при строительстве одной из первых торговых галерей в дореволюционной России: в петербургском «Пассаже» была своя концертная площадка, где выступали различные деятели искусства. В начале прошлого века комплекс пережил реконструкцию, и театр (позднее — Драматический театр имени Веры Комиссаржевской), до этого не имевший даже самостоятельного входа, получил самостоятельный статус. Но история повторяется, у нас уже есть несколько примеров, когда театры вновь воссоединяются с центрами торговли.