Fashion House Group усиливает позиции на фоне сберегательной модели потребления.
В этом году российский рынок fashion-ритейла переживает масштабную трансформацию. На фоне снижения покупательского трафика, падения выручки и закрытия убыточных магазинов классические торговые центры теряют позиции. В то же время аутлет-сегмент демонстрирует рост, отвечая на новые потребительские запросы — прежде всего, ориентированные на осознанное потребление и выгодные покупки.
В отличие от традиционных торговых центров, где операционная модель часто завязана на стабильные арендные платежи и зависимость от сетевых брендов, аутлеты функционируют по более гибкой схеме. Они адаптируются к фактическому спросу, работают с избыточными запасами предыдущих коллекций и предоставляют арендаторам более приемлемые условия, что особенно критично в условиях нестабильности.
«Если обычный торговый центр зависит от брендов, которые тянут на себе постоянные аренды и часто работают в минус, то аутлет работает по другой модели: с ориентацией на реальный спрос и постоянное наличие интересного ассортимента со скидкой. Именно поэтому аутлеты сегодня показывают рост», — подчеркивает директор по маркетингу Fashion House Group Константин Анисимов.
По данным Focus Technologies, в начале 2025 года трафик в ТЦ снизился на 3%, а у fashion-ритейлеров — на 8%. Это связано как с аномально теплой зимой, так и с изменением модели потребления: покупатели стали планировать расходы, искать выгодные предложения и чаще делать покупки в местах, где совмещаются бренд, скидка и качество.
Эволюция tenant mix: фокус на устойчивость
На этом фоне Fashion House Group отмечает положительную динамику: рост продаж в московском аутлете составил 2%, при том, что в среднем по рынку fashion-ритейла зафиксировано снижение выручки до 20% год к году. Также наблюдается увеличение среднего чека и конверсии.
«Средний чек вырос, потому что потребитель стал более осознанным. Он заранее ищет, где выгоднее. И именно в аутлетах, где представлены оригинальные коллекции прошлых сезонов со скидками, покупатель находит нужное. Это стимулирует конверсию даже при сниженном трафике», — объясняет Цезарий Полторак, руководитель розничных операций Fashion House Group в России и Румынии.
Один из факторов, обеспечивающих устойчивость аутлет-сегмента, -структурная адаптация состава арендаторов. В 2025 году Fashion House Group усилила диверсификацию tenant mix, объединив международные бренды с локальными игроками. В частности, весной в Аутлете Шереметьево открылся магазин Betty Barclay, а в Петербурге, в Аутлете «Таллинское», прибавились магазины российских брендов Dizz и MosCouture.
Кроме того, по итогам первого квартала Sneakerbox в Аутлете Шереметьево стал лидером по продажам среди всех арендаторов сети, что подтверждает эффективность tenant mix.
В связи с трансформацией потребительского поведения меняется и структура новых торговых объектов, и состав арендаторов. Например, в петербургском аутлете на Таллинском шоссе появились винотека и ресторан Ladoga Wine, а также Европейский гимнастический центр. Такая стратегия направлена не только на расширение целевой аудитории, но и на снижение зависимости от ограниченного круга fashion-операторов, что повышает устойчивость всей модели.
Прогноз: избыточные запасы — как ресурс стабильности
Дополнительным стабилизирующим фактором выступает высокая насыщенность складов — результат неравномерного спроса в прошлые сезоны. Это позволяет аутлетам сохранять широкий ассортимент и гарантировать покупателю наличие брендового товара по сниженной цене.
Прогнозируется, что текущий товарный запас обеспечит стабильное предложение как минимум на ближайшие 1–2 года. В отличие от положения, в котором находятся классические торговые центры, которые сталкиваются с ростом вакантности и снижением операционной эффективности.
«Трафик в аутлетах напрямую зависит от наличия товара. А его будет более чем достаточно — как минимум в ближайшие два года. Остатки с прошлой теплой зимы и холодного лета обеспечивают насыщенность складов, а значит, ассортимент в аутлетах будет максимально разнообразным», — резюмирует Константин Анисимов.
Таким образом, наблюдается перераспределение трафика: покупатели, ориентирующиеся на рациональный подход, отдают предпочтение форматам, где соотносятся цена, качество и узнаваемость бренда. Аутлеты, благодаря специфике операционной модели, оказываются более приспособленными к таким условиям.
Напомним, в структуре площадей «FASHION HOUSE Аутлет Шереметьево» представлены якорные арендаторы сегмента fashion как демократичных брендов, так и брендов класса «люкс». Всего — более 100 магазинов. Среди ключевых торговых арендаторов можно увидеть такие широко известные российские и европейские лейблы, как Sneakerbox, Lamoda Sport Outlet, Karl Lagerfeld, Calvin Klein, «5 карманов», «Сударь», Benetton, Glenfield, Henderson, Tom Tailor, Guess и другие.
СПРАВКА
О FASHION HOUSE Group (FHGR) — ведущий игрок в европейском аутлет-секторе и крупнейший девелопер/оператор на рынках Центральной, Восточной Европы и России. Компания обладает многолетним опытом в дизайне, разработке, финансировании, лизинге, эксплуатации и управлении аутлет-центрами. Портфель проектов FHGR включает в себя шесть успешных аутлет-центров FASHION HOUSE в Польше, Румынии и России. Первый аутлет открылся в 2004 году в польском городе Сосновец, недалеко от Катовице. В настоящее время аутлет-центры FASHION HOUSE ежегодно предлагают 10 миллионам клиентам более 250 международных брендов в четырех аутлетах Румынии и России. Общая площадь центров составляет более 100 000 кв. м.