Online VS Offline. Неожиданные повороты рынка

Photo: Facebook, Charisse Jones

Еще 10 лет назад мы считали, что противостояние offline и online торговли изменит потребительский рынок не в пользу первого, что несомненно скажется на востребованности и окупаемости торговой недвижимости. Век инновационных технологий позволил сделать шоппинг проще и выгоднее для покупателя, а для ритейлера менее затратным в силу значимой экономии на арендных платежах, содержании штата продавцов и прочих затрат.

Активное развитие online-store существенно повлияло на ставки аренды в Торговых комплексах и стрит-ритейле, на динамику ввода новых торговых объектов и на развитие рынка в целом. Последние сводки аналитических отчетов приводили неутешительные прогнозы для рынка: Несмотря на то что, для развития online-бизнеса требовались не менее значительные финансовые вложение, отсутствие ежемесячных арендных платежей делал эту форму ведения бизнеса более привлекательной.

И вроде ничто уже не могло повернуть технологии вспять, “лекарства” для возвращения на прежние позиции offline-торговли не было. Самые активные критики пророчили пугающие картины  “апокалипсиса” – пустующие торговые центры и заброшенные магазины. Конечно, полного краха offline-торговли никто не ждал, но в будущее специалисты смотрели со скептицизмом, а некоторые и вовсе предсказывали смерть offline-торговли в ближайшие 10 лет.

На фоне общего недоумения от происходящих изменений рынка торговой недвижимости, осталась незамеченной специалистами одна важная и значимая тенденция, а именно упрощение входа в рынок представителей малого бизнеса и дизайнерской среды за счет online-каналов. Не секрет, что во время активного потребительского бума и до первых кризисных явлений, именно им составляло немалых трудов привлечь внимание покупателя. Оказаться на полке популярного универмага вообще считалось невозможным. Единственным спасительным выходом для них оказались online-store, которые показали существенную динамику развития и, в том числе, явились причиной ухода покупателя из торгового центра.

фото aizel.ru

Все казалось бы логично. И существенных изменений “правил игры” на рынке не ожидалось. Первыми признаками изменений в розничной индустрии явились открывающиеся online-магазины в торговых центрах, в целях популяризации  интернет-бренда и привлечения дополнительного дохода от offline-торговли. “Первопроходцами” в России стали компания ЮЛМАРТ, которая пришла в торговые центры за своим покупателем, компания МосИгра, открывшая 28 offline-представительств, сеть мультибрендовых магазинов KupiVip, обосновавшаяся уже в 6 торговых комплексах и прочие специализированные интернет-магазины.

Интересным фактом, не оставившим специалистов рынка равнодушными, явилось громкое открытие pop-up store (временная форма торговли) известного интернет-ресурса AIZEL в столичном торговом центре АТРИУМ. Арендуемая площадь составляла 250 кв.м, где было представлено  свыше 40 брендов, среди которых Stella McCartney, Balmain, ALAIA, Michael Kors, JBrand, Alexandr Birman и пр. Справедливости ради нельзя не упомянуть, что до момента открытия pop-up store AIZEL уже была представлена в offline-торговле благодаря бутику в Столешниковом переулке и корнеру в Крокус Сити Молле. Но, за популяризацией своего интернет-ресурса, оператор люксового сегмента пришел в торговый центр!

В 2018 году стало известно о планируемой стратегии выхода крупного online-оператора LAMODA в торговые центры сетью мультибрендовых магазинов. Первый может открыться до конца 2018 г. в Москве. (Источник – «Коммерсантъ»)

 

Получив незаменимый опыт online-торговли в социальных сетях и в целях расширения покупательской аудитории многочисленные дизайнерские и мультибрендовые магазины повернулись в сторону торговых центров. Это был знак! И все же они не привлекли внимания последних и представляли малых интерес, ввиду небольшой занимаемой площади и невозможностью платить высокие ставки. Но именно эта тенденция и спровоцировала появление на рынке нового формата  объединенной торговли – мультибрендовых галерей и универмагов с уникальным предложением, способных генерировать мощный трафик покупателей. Такой пилотный проект родился в Санкт-Петербурге в 2015 году в одном небольшом ТРЦ. Резидентами стали малые торговые предприятия, осуществлявшие продажи по online-каналам. И уже осенью этого года в Москве открывается мультибрендовый store Trend Island, состоящий из корнеров международных брендов и независимых российских дизайнеров.  Площадь универмага составила более 4 000 кв.м. (подробнее тут)

 

фото trendisland.ru

 

2018 год – настолько значимый в отношении новых тенденций торгового рынка – мог бы уже вписать себя в историю, как поворотный, и все же, последнюю точку перед Новогодними праздниками ставит компания Facebook – вот уж кого нельзя было заподозрить в изменении курса – заявив о коллаборации с американским универмагом Macy’s, где Facebook представляет очевидную возможность для малых предприятий и online-брендов выхода в offline-торговлю. Проект планирует содержать в себе до 150 представителей брендов на постоянной или временной основе и, что немаловажно, брендам предлагаются гибкие сроки использования своей площадки, которая может предоставляться даже на короткий срок.

фото – macys.com

 

Безусловно универмаги Macy’s, до сих пор испытывавшие падение покупательского трафика, получают возможность вернуть в свои магазины покупателей, а Facebook, как оператор розничной торговли, – лояльность собственников online-store, а так же, площадки для интерактивной рекламы, располагающиеся в популярном offline-сегменте.

Что нам ждать от рынка в грядущем 2019 году. Однозначно, прогнозируемы интересные коллаборации передовых торговых центров и популярных интернет-площадок, так как выигрышные позиции на рынке займут те, кто готов развиваться в объединении сегментов, а не в их противостоянии. Сейчас с уверенностью можно говорить о возрождении и преобразовании рынка торговой недвижимости, но не за счет новых вводимых объектов, а за счет новых форматов, способных вернуть покупателя в торговый центр.

Кожевникова Ольга
Руководитель отдела торговой недвижимости
IPG. Estate

Вас также может заинтересовать